Коментар Альони Гетьманчук для LIGA.net (текст доступний тільки російською).
Свою кампанию Зеленский построил на эмоциях, соцсетях и противопоставлении предыдущей власти: я точно буду другим — говорил он избирателям. На волне общественных ожиданий новый президент и его команда вошли на Банковую, а после досрочных парламентских выборов “взяли” Верховную Раду и Кабмин.
Совсем как в сериале Слуга народа, главную роль в котором — учителя истории и президента Голобородько — сыграл Зеленский. С той разницей, что настоящий гарант не живет в квартире на Дарнице, не отказался от охраны, не ездит на работу на велосипеде — список можно продолжать.
Первый сезон нового сериала закончился. Какие предвыборные обещания Зеленский выполнил, о каких — напрочь забыл, кто вхож в Офис президента, как он принимает решения и что у него в голове? В спецпроекте LIGA.net мы встретились с ключевыми лицами сезона и разобрались, достойное ли получилось кино.
Но глава ОП Ермак, в ответах на вопросы LIGA.net, этого не замечает. Он считает, что у каждой из ветвей власти есть конституционная ответственность, а потому президент требует от них результата. “Глава государства не может и не должен заменять собой все государственные органы, – говорит руководитель Офиса. – Но как настоящий лидер президент старается влиять на все ключевые процессы в стране, заставляет чиновников двигаться вперед намного быстрее”.
Глава партии СН Корниенко более откровенен. Но говорит, что картинка про “трех мудрецов” Зеленского, Ермака и Шефира “хороша для прессы, но это не так”. “Все устроено гораздо хаотичнее. Абсолютно разные люди могут кого-то предложить и это не обязательно отборочная комиссия из трех человек”, – объяснил он.
Первый замглавы ОП Сергей Трофимов отмечает, что Зеленский прислушивается к мнению главы ОП, премьера, первого помощника Шефира, его и замов. А с руководителями спецслужб – вероятно имеется в виду близкий друг Иван Баканов – “сверяет информацию”.
В одном из интервью Трофимов перечислял тяготы государственной службы: “Власть устроена вертикально, а процессы идут горизонтально. У тебя нет времени полноценно вникнуть в каждый процесс до конечной точки и понять, что там происходит. Поэтому тебе нужно очень быстро сложить в кучу, так это или не так, увольнять, назначать, подписывать или не подписывать какое-то решение. Но решения президент принимает всегда сам”.
Корниенко же подчеркивает, что “Зеленский – не самодур, его можно переубедить”. “И его часто переубеждали. Последнее слово всегда за президентом, но на этом пути он не упирается только в свою точку зрения”, – говорит он.
По словам другого собеседника в руководстве фракции, если Зеленский видит, что внутри команды есть какое-то несогласие, “он будет погружаться туда”. “Берет листик, рисует все за и против, и предлагает искать золотую середину”, – рассказал он.
В тоже время профессиональных кадров, которые не были бы связаны с предыдущей властью, в распоряжении Зеленского просто нет. Те, кто были (например Алексей Гончарук, экс-премьер) оказались в глазах президента неэффективными. Но как он определяет степень эффективности?
“В зонах, где нужны люди с компетенцией госуправления, новые люди не срабатывают. Нужно новых людей изначально к этому готовить, или привлекать тех, кто уже с опытом госуправления”, – так Корниенко пытается объяснить LIGA.net логику президента.
Вероятно, именно этим можно объяснить безальтернативность Арсена Авакова в кресле министра внутренних дел. “Кто бы что ни говорил, но Аваков – эффективный министр. Особенно на фоне других министерств”, – добавил Корниенко.
Монобольшинство не прожило и года
Первые месяцы работы парламента получили название “турборежима”, когда десятки законов принимались быстро и без обсуждения. Отдельно стоит вспомнить отмену депутатской неприкосновенности. Но и то не до конца. На практика вопрос привлечения нардепов к ответственности теперь находится в руках одного человека – генпрокурора.
В то же время без дискуссий внутри парламента проходило и формирование правительства. Отбором министров и “собеседованиями” занимался Офис президента.
Идиллия продолжалась до 2020 года, когда важные законы начали приниматься с переменным успехом.
В Слугу народа попали люди с разным бэкграундом и разными центрами влияния, что стало результатом кулуарных договоренностей Зеленского по формированию списка партии на выборах. Отсюда и десятки людей олигарха Игоря Коломойского, а также представители региональных элит, среди которых черновицкий бизнесмен Илья Павлюк.
Отчетливо группа Коломойского показала себя во время рассмотрения банковского (“антиколомойского”) закона, когда около 25 депутатов, лояльных олигарху, отказались голосовать.
Несмотря на самую большую фракцию, президенту все сложнее искать голоса в Раде. Практически все важные законы принимаются благодаря поддержке других фракций. Фактически монобольшинство перестало существовать.
Кличко – уступил, Филатов – устоял
В столице катализатором был Андрей Богдан – по просьбе экс-главы ОП правительство согласовало проект указа об увольнении Кличко с должности главы КГГА, а Рада в первом чтении приняла закон о столице, который разделяет должности мэра и главы КГГА.
Но дальше намерений дело не пошло. А новый глава ОП Ермак нашел свой путь к сердцу Кличко, и даже заявил, что популярность киевского мэра еще может многое принести Украине. Кличко в свою очередь признался, что назначил главу департамента благоустройства по рекомендации Ермака.
Вместе с тем борьба с мэром Днепра Борисом Филатовым успеха Офису президента не принесла. Мэр сохранил оппозиционность, критикует президента. И реальной альтернативы у Слуги народа в Днепре пока не видно.
Глава партии СН Александр Корниенко отрицает, что Зеленский конфликтует с мэрами. “Эту мысль пытаются насадить 5-10 мэров, у которых есть проблемы с поддержкой. Основная часть местного самоуправления сотрудничает с любой властью”, – заявил он.
На ручном управлении
Судебная реформа Зеленского была неоднозначно воспринята на Западе, а Конституционный суд и вовсе отменил ряд ее положений. Тем не менее в ОП настроены продолжить попытки.
“Это, пожалуй, одна из самых сложных реформ, спешка в которой только навредит. Мы действительно хотим единство и постоянство судебной практики, минимизацию количества дел, отправляемых на новое рассмотрение, и продолжаем разработку соответствующих законодательных изменений”, – сообщил LIGA.net замглавы ОП Андрей Смирнов.
При этом уверяет: два Верховных суда образовались не вследствие реформы Зеленского, а якобы достались в наследство от предыдущей власти. “Конституционный суд своим решением решил этот вопрос и ближайшим временем он будет урегулирован законодательно”, – добавил Смирнов.
Вместе с тем скандал с пленками показал, что реальные шаги власти отличаются от публичных комментариев. Власть, как и прежде, использует “телефонное право”.
Наверное, речь о другом сезоне?
“Когда мы вызвали всех силовиков в Раду, то все по кругу показали пальцем на прокуратуру”, – рассказывает Корниенко.
Кресло генпрокурора отдали Ирине Венедиктовой, от которой прямо в Раде депутаты Слуги народа потребовали посадить Порошенко, чем обеспечили пятому президенту возможность говорить о политических преследованиях. Сама Венедиктова фактически упразднила реформу прокуратуры и начала возвращать прокуроров, которые даже аттестацию не проходили.
И при Порошенко, и при Зеленском продолжаются попытки снять с должности директора НАБУ Артема Сытника. Депутаты Зеленского инициировали изменения. Банковая говорит, что это дело депутатов и “в эту историю” якобы не вмешивается.
В ГБР при этом назначили бывшего адвоката беглого диктатора Виктора Януковича, который теперь должен разбираться с делами Майдана. Прямой конфликт интересов власть не видит. За год Зеленского этот орган запомнился проектом подозрения Порошенко, который завернул Рябошапка, подозрением депутату фракции Евросолидарность Софии Федине в угрозах президенту, и подозрением экс-депутату Татьяне Черновол.
СБУ. С одной стороны, Зеленский и Баканов пообещали реформу ведомства, с другой – эксперты сомневаются в качественных изменениях в спецслужбе в случае принятия новой редакции закона о СБУ.
Хорошо дела только у Арсена Авакова, который, видимо, успешно прошел “испытательный срок”, который давал ему Зеленский. “Перед назначением правительства Гончарука мы пытались найти альтернативу Авакову. Но никто не устраивал по уровню”, – признается Корниенко.
Важно вспомнить попытки Зеленского забрать Нацгвардию у Авакова, которые, правда, отложили в долгий ящик.
Где коммуникации?
“Помните, Мендель (пресс-секретарь президента) давала по два брифинга в день. Прошло какое-то время, и мы сделали социологический замер. Люди не хотят слушать пересказчиков”, – объяснял замглавы ОП Кирилл Тимошенко в интервью LIGA.net в августе 2019 года.
В то же время эксперты отмечают слабость коммуникации с обществом, особенно во внешнеполитических вопросах. “Некоторые важные шаги власти имели непрозрачный характер: формуле Штайнмайера, тайный визит в Оман“, – напомнил LIGA.net эксперт Центра Разумкова Михаил Пашков.
У Зеленского считают себя в коммуникациях успешными. “По всем важным реформам, инициативам и событиям в стране мы коммуницируем позицию главы государства и ОП. Другое дело, что иногда в СМИ попадает та или иная информация о решениях, которые еще не приняты. Или информация, которая может откровенно навредить”, – говорит Тимошенко.
В первом сезоне выполнены два
Мы попросили профильных экспертов проанализировать конкретные обещания из этой программы: что сделано, что в процессе или забыто. Возможно, некоторые из обещаний перенесут в следующий “сезон” Зеленского. Но по тому, что сделали с некоторыми из обещаний, можно сказать, что именно в таком виде они и останутся.
Этот проект дает гражданам инструмент референдума и не подменяет собой Раду. Он может быть принят в ближайшие месяцы, обеспечивает права граждан, но не нарушает баланс властей и не создает условия для манипуляций с голосами.
Есть вопросы и к принятому закону, который должен снять неприкосновенность с депутатов. Правозащитники и антикоррупционные организации считают, что особый статус у депутатов остается, изменились только механизмы его защиты.
За год не очищен Высший совет правосудия и Высшая квалификационная комиссия судей. Институт мировых судей не создан. По суду присяжных Кабмин Гончарука предлагал ввести классическую модель, но законопроект отозван из Рады в связи со сменой правительства. Кабмин Шмыгаля, хоть министром юстиции в нем и остался Малюська, заново проект в Раду не вносил.
С другой стороны, в диалоге с Западом у Украины теперь есть четкие примеры, что наша сторона пыталась принести мир на Донбасс, но именно РФ этого не хочет. Наличие таких доказательств – важная вещь в треугольнике Запад-Украина-РФ.
“Тем не менее, Зе-команда может войти в историю как та, которой все-таки удалось реформировать СБУ. Турборежим и монобольшинство дают исходные вводные для реформы “конторы”, долгое время тормозившей реформу изнутри”, – сказала она.
В Верховную Раду Украину подан как неотложный законопроект О Службе безопасности Украины № 3196. Инициатор – лично президент. Он меняет приоритеты в работе СБУ с экономических преступлений на преступления против национальной безопасности и защиту объектов критической инфраструктуры.
“Мера специфическая”, – пояснил LIGA.net советник Центра экономических стратегий Дмитрий Горюнов. Во-первых, она ставит в неравные условия тех, кто до этого честно платил налоги – “как дурак”, и тех, кто считал, что платят только трусы. Во-вторых, для успешной реализации требуется высокий уровень доверия к государственным институтам, чего в Украине нет.
Налоговая амнистия – это инструмент, который уже применялся Украиной в конце 90-х, напомнила LIGA.net CEO VoxUkraine Илона Сологуб. Теоретически это возможность как для бизнеса, так и для государства начать все с чистого листа.
Но это сработает только при условии, что государство значительно усиливает надзор за соблюдением налогов, а бизнес верит, что после амнистии с налоговой нельзя будет “договориться”. Это условие не выполнено.
Хотя в детенизации экономики приняты два важных закона – №1210 усложняет богатым украинцам налоговую оптимизацию через оффшоры, он еще не подписан; и в апреле вступил в силу закон о противодействии отмыванию средств. Они могут создать препятствия для использования масштабных схем уклонения от налогов и движения теневых денег, добавляет Горюнов. В остальном – без движения.
Однако и от этой идеи новая власть фактически отказалась по той же причине, что и предыдущая: гарантированные потери налоговых поступлений на первом этапе при негарантированном их увеличении в будущем.
В то же время, проект №1210 в случае его подписания может реально помочь в реализации обещания: платити податки мають всі.
Обещание, что подозреваемый в коррупции не выйдет под залог – невозможно. Международные стандарты и практика не предусматривают безальтернативного залога. Потому что залог – это не способ наказания, а мера пресечения.
Конфискация имущества и пожизненный запрет занимать государственные должности для осужденных за коррупцию – это обещание тоже не выполнено.
“Деградация за год у власти. Все структурные реформы, которые можно было дискредитировать – дискредитировали. Последствия очевидны. После слуг будет нужно все исправлять”, – прогнозирует LIGA.net экс-глава НСЗУ Олег Петренко.
В июле-2019 Кабмин принял решение, которое могло привести к росту зарплат педагогов. В декабре его действие было отложено из-за бюджетных проблем, говорит LIGA.net эксперт РПР по вопросам образования Владимир Бахрушин.
Запустили “Дію” с правами и загранпаспортом – но это не админуслуга. “И я лично вижу в ней больше рисков, чем пользы”, – говорит Фльонц.
Онлайн-регистрацию ФОПов подали как новую услугу (она работает с 2016 года). При этом бумажная выписка о прописке к пластиковой ID-карты до сих пор остается обязательной. Только теперь ее выдают всего на две недели.
Минское туда – сюда
Но изменилась риторика. На убийства украинцев и попытки Москвы украсть историю Украины в Киеве больше не отвечают. “Новая власть заметно изменила риторику и лексикон заявлений на российском направлении. Наблюдается явное смягчение тональности”, – считает содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков.
Зеленскому удалось добиться разморозки процесса обмена пленными, разведения войск в трех точках, а также первой за три года встречи нормандской четверки. Но какой ценой? В обмен на гражданских, которых россияне ловят по Донецку и бросают в подвалы, Украина отдает профессиональных убийц ФСБ и других спецслужб России.
Например, в результате трех обменов Украина отдала России подозреваемого по делу о катастрофе МН17 Владимира Цемаха, пять экс-беркутовцев, обвиняемых в убийствах активистов Евромайдана. Отдала также организаторов убийства полковника СБУ Александра Хараберюша.
Но, так или иначе, обмен остается единственным выполненным пунктом итогового документа нормандского саммита в Париже.
В целом за год инициативы Зеленского по прекращению войны не дали результата – Кремль ни на йоту не изменил позицию по Донбассу. А уступки украинского президента по формуле Штайнмайера и консультативному совету не привели ни к какому результату, считает ассоциированный эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко.
По мнению экспертов, попытки власти договориться о мире с помощью двустороннего трека с Путиным в принципе не приведут ни к чему хорошему. “Это можно решить исключительно вместе с нашими партнерами, поскольку это вопрос о будущем безопасности всей Европы”, – говорит LIGA.net экс-министр иностранных дел Павел Климкин (2014-2019).
Капитоненко считает, что у команды президента нет четкого плана по возврату Донбасса. “Или у тебя есть план, который ты показываешь обществу, объяснив преимущества и риски. Если у тебя плана нет, то ты начинаешь импровизировать на ходу. Зеленский пошел по пути импровизации”, – считает эксперт.
Руководитель Офиса президента, в то же время, заверил LIGA.net, что Украина будет и дальше делать все для выполнения договоренностей, достигнутых в нормандском формате, “пока есть хоть малейшая возможность для продвижения вперед”.
В целом внешнеполитический курс Украины не претерпел кардинальных перемен, но команда Зеленского не имеет единой стратегии внешней политики, уверены опрошенные эксперты.
Также среди недостатков дипломатии шестого президента – непоследовательность и противоречивость кадровых решений. “Самый яркий пример: рокировка Пристайко и Кулебы, которая был обусловлена не профессиональными интересами, а противоречиями в команде президента”, – считает Пашков.
На имидж страны повлиял секс-скандал с нардепом от СН Богданом Яременко, после которого долгое время вакантной оставалась должность главы профильного комитета.
Кроме того, эксперты отмечают недостаток коммуникации с обществом во внешних вопросах. Ряд шагов власти (в частности, по формуле Штайнмайера и консультативному совету) имели непрозрачный характер.
Проскочили
В то же время, по мнению Пашкова, Трамп дистанцируется от проблемы Донбасса и не собирается возобновлять переговорный трек, который курировал Курт Волкер. “Впереди в американско-украинских отношениях ожидаются достаточно сложные моменты, и ситуация прояснится только после выборов президента США”, – считает эксперт.
В свою очередь Капитоненко отмечает: стратегии на американском направлении у Украина как не было, так и нет. “Нет системности и понимания, чем мы можем быть полезны американцам. Есть что-то в энергетике, но это не наша игра, а интересы США в Восточной Европе”, – сообщил эксперт. В этом контексте стоит вспомнить историю с Мотор Сич, в которой США не оставляют надежд перехватить объект из рук китайцев.
Но тихо
Большинство опрошенных экспертов положительно оценивают политику Зеленского на евроатлантическом направлении. Даже несмотря на недавнее заявление нового министра обороны Андрея Тарана о стандартах НАТО. “Подобные заявление связаны с противоречиями внутри президентской команды и кадровой политикой новой власти. Воспринимать это как коррекцию курса не стоит”, – считает Пашков.
Неторопливая
При этом у Зеленского есть объективные причины такой неудачи: 2019-й был годом выборов, а 2020-й проходит в условиях пандемии коронавируса. Тем не менее украинская власть надеется на пересмотр соглашения, особенно в части тарифных квот.
Проблемы времен Порошенко не решены
В августе 2019 года Зеленский посетил Польшу с официальным визитом и заявил о разрешении поисково-эксгумационных работ на территории Украины. В то же время инициатива Украины остается односторонней и исторические разногласия мешают отношениям с Польшей.
Зеленский уделил внимание контактам с белорусским визави Александром Лукашенко. В октябре 2019 года в Житомире состоялся форум регионов Украины и Беларуси, в рамках которого состоялась встреча глав двух государств. В то же время эксперты считают белорусское направление опасным для Украины в связи с тем, что Беларусь является военно-политическим союзником РФ.
Ахметов и Коломойский
Зеленский этого не обещал. А тесное сотрудничество с каналом 1+1 Игоря Коломойского напротив сделало Зеленского удобной мишенью для обвинений. “Главный проводник олигархов, и точно – одного беглого олигарха”, – клеймил Зеленского на стадионных дебатах тогдашний президент Петр Порошенко.
Так думал не только он. Коломойский считался главным бенефициаром победы Зеленского, а некоторые политологи приписывали ему и роль главного архитектора. И для подозрений были основания. Кампанию Зеленского вел доверенный юрист Коломойского и будущий глава Офиса президента Андрей Богдан, кандидата в президенты охраняли телохранители олигарха, а сам Зеленский не сходил с эфира канала 1+1. Напомним, что он объявил о решении баллотироваться в новогоднюю ночь, когда по другим каналам транслировали обращение Петра Порошенко.
Отчасти. Коломойский вернулся в Украину еще до второго тура и раздал за месяц с десяток интервью, ярко демонстрируя: из “жертвы режима” он превратился в хозяина ситуации.
Через пару месяцев после победы Зеленского на энергорынке заговорили о неформальном влиянии олигарха на государственную компанию Центрэнерго. Коломойский не спешил опровергать слухи, заявив, что его компании – крупные потребители электроэнергии у Центрэнерго, а ее новый директор Владимир Потапенко – понятный ему человек.
Но большой цели — судебной победы в противостоянии с государством и теперь уже государственным Приватбанком — он так и не достиг. Ни в Лондоне, ни в Украине. Его активы по-прежнему под арестом Лондонского суда, а расследование ФБР сделало его почти невыездным из Украины.
Вдобавок, аккурат к концу первого года президентства Зеленского, Верховная Рада приняла злополучный (для олигарха) так называемый «антиколомойский» закон, регулирующий порядок компенсации экс-владельцам банков банкротов и национализированных финучреждений. Если Зеленский его подпишет, это поставит крест на перспективах возврата Привата олигарху его партнеру Геннадию Боголюбову.
Похоже, Зеленский понял: чрезмерная близость с Коломойским может слишком дорого стоить. На чаше весов оказались отношения с лидерами цивилизованных стран и многомиллиардная помощь международных финансовых институтов. Европейские дипломаты были недипломатично прямолинейны: возврат Приватбанка олигарху будет «красной линией», которая означает, что украинский президент — не больше, чем марионетка Коломойского.
Как уравновесить силу и влияние одного, пусть даже такого яркого и жесткого олигарха как Коломойский?
Ответ на этот вопрос еще 20 лет назад дал мастер выстраивания противовесов Леонид Кучма — приблизить к себе других.
Первая осенняя ласточка — возвращение в Украину из Монако бизнесмена и экс-главы таможни Валерия Хорошковского, который взялся консультировать главу Гостаможслужбы Максима Нефьодова. Кроме опыта руководства таможней, Хорошковский — совладелец телеканала “Интер”. Крупнейшие телевизионные группы в Украине уже давно, в первую очередь – инструмент влияния. А уже потом — бизнес.
И сделали это депутаты монобольшинства, подконтрольные Банковой-Зеленскому.
Настоящий олигархический ренессанс наступил с началом эпидемии коронавируса. Оказалось, что крупный бизнес — единственная опора власти в борьбе с угрозой пандемии. Офис Президента собрал 14 крупнейших бизнесменов страны и Зеленский прямым текстом заявил: все очень плохо, помогайте!
В Офисе президента буквально разделили Украину между крупным бизнесом по регионам присутствия. По информации Украинской правды, за Ахметовым закрепили Ивано-Франковскую, Львовскую, Донецкую и Луганскую области. Виктору Пинчуку досталась Днепропетровская, Коломойскому — Запорожская, крупнейшему акционеру Кернела Андрею Веревскому — Полтавская и Кировоградская, Юрию Косюку — Винницкая и Черкасская, Александру Ярославскому — Харьковская, Игорю Палице — Волынская, Александру и Галине Герегам — Хмельницкая. Дебютанту подобных совещаний, совладельцу порта ТИС Андрею Ставницеру — Одесская.
В некоторых регионах помощь олигархов привела к побочным эффектам в виде конфликтов с местными властями.
В Харькове это закончилось публичным «умножением на ноль» главы обладминистрации Алексея Кучера.
Александр Ярославский вместе с мэром города Геннадием Кернесом позвали местный бизнес на заседание антикризисного центра и предложили помочь региону с закупкой медоборудования. Пригласили и Кучера, но тот созвал альтернативное совещание и не пришел, прислав к Ярославскому и Кернесу своего заместителя Тараса Пастуха. На совещании оба заочно обрушились на Кучера с критикой, а Пастуху, пытавшемуся объяснить отсутствие шефа, Ярославский попросту выключил микрофон и предложил помолчать.
Кучер в ответ написал пост в Facebook, что Ярославский якобы решил дать заработать на медицинских заказах компании своего брата и прямо советовал, как тратить бюджетные деньги.
По информации УП, после конфликта Кучер получил нагоняй от Банковой за то, что “ссорится с уважаемыми людьми”, на следующий день губернатор сослался на эмоции и удалил пост. Стороны публично помирились.
Представить себе такое при Петре Порошенко или Викторе Януковиче сложно.
На самом деле, рейс полностью оплатил “Эпицентр” и лишь случайно эта информация стала известна СМИ.
В новом правительстве появились менеджеры из очень крупного бизнеса. Эта особенность характерна скорее “дозеленской” Украине. В первом Кабмине Алексея Гончарука не было министров, которых можно было отнести к тому или иному олигархическому лагерю. В новом – они есть.
Премьер-министр Денис Шмыгаль не так давно работал в ДТЭК Ахметова. Нынешнюю главу Минэнерго Ольгу Буславец, ее предшественник Алексей Оржель обвинял в избирательном подходе к ДТЭК. “Она что-то видит, а что-то не видит. Например, не видит [монополию] ДТЭК, но к остальным проблемам подходит профессионально”, — объяснял экс-чиновник в комментарии НВ.
Другое неожиданное назначение состоялось в Министерстве экономики и АПК, которое возглавил Игорь Петрашко, топ-менеджер агрохолдинга Укрлендфарминг Олега Бахматюка. Всего за день до вступления в должность он был на встрече президента с олигархами и сидел на стороне бизнеса, представляя Бахматюка.
(Сам Бахматюк давно не появляется в Украине. Его подозревают в сговоре с экс-чиновниками НБУ с целью завладения 1,2 млрд грн рефинанса Нацбанка в адрес VAB Банка Бахматюка).
Конечно, опыт работы в крупнейших украинских ФПГ не является однозначным доказательством “групповой” принадлежности. С другой стороны, в Украине много лет существовала практика делегирования менеджеров во власть, для продвижения и защиты бизнес-интересов.
Похоже, Зеленский нащупал свой формат взаимоотношений с крупным бизнесом. И в последнее время отношения явно стали ближе. Не исключено, что это вынужденный шаг, и ему попросту больше не на кого опереться.
Спустя 12 месяцев после победы, вокруг Зеленского почти не осталось специалистов, готовых отстаивать, а главное, внедрять непопулярные решения.
Олигархи всегда готовы заполнить вакуум.